ГЕРМЕНЕВТИКА

ГЕРМЕНЕВТИКА

ГЕРМЕНЕ́ВТИКА (греч. hermēneutikē, от hermēnéuō — истолковываю, комментирую, разъясняю), «искусство понимания», толкования текстов, учение о принципах их интерпретации. Происхождение термина «Г.» указывает на Гермеса, «передающего вести богов смертным».

Г. возникла в древности как уяснение пророческого слова (прорицания оракула); в поздней античности основными сферами Г. были филологическое толкование классических поэтов, теологическое толкование священных текстов и юридическое толкование законов. Г. в современном значении восходит к работам немецкого философа и филолога-классика Ф. Д. Шлейермахера (1768—1834).

Согласно его концепции, «понимать» можно только то, что обладает «индивидуальностью»: душевную жизнь свою и другого человека, художественное произведение, исторический памятник. Индивидуальное же включает в себя всю «полноту жизни», как осознанную, так и неосознанную. Дело истолкователя текста — повторно осуществить в себе акт творения «гения»; но поскольку чтений» не может до конца знать, что и как он творит, а истолкователь может, постольку задача Г. — понять автора лучше, чем он понимал сам себя. Однако естественно возникает вопрос, насколько верно, адекватно, свободно от субъективного произвола такое «понимание»?

Последователь Шлейермахера — немецкий философ и историк культуры В. Дильтей (1833—1911) главным в Г. сделал философское обоснование общезначимого, научного характера понимания индивидуальности, которая есть «связь душевной жизни», постижимая только во внутреннем чувстве, «переживании» (см., напр., его соч. в русском переводе. Описательная психология, 1924). У Шлейермахера и Дильтея ядро Г. составляет мысль, что данная во «временности» «часть» душевной связи дана вместе со своим отношением к «целому» и, следовательно, в «части» налично «целое», вся духовно-душевная связь; процесс постижения духовной целостности по ее частному «выражению» и есть «понимание». Наиболее яркие примеры «выразительности» Дильтей находит в лирической поэзии и музыке. В поздних работах Дильтей осмысляет «связь душевной жизни» как выражение некоторого духовного «исторического мира». Концепция исторического мира служит Дильтею гарантией научности всех гуманитарных дисциплин, в первую очередь истории и филологии: в историческом мире разные индивидуальности открыты друг другу, а отдельные произведения получают общепонятный смысл (см. также Духовно-историческая школа).

Современная западноевропейская Г. разделена на многочисленные и существенно отличные друг от друга направления. Решая традиционную для Г. проблему адекватности истолкования исторических, литературных и прочих текстов, одни ученые отстаивают путь максимально точной реконструкции стиля чужой эпохи, которая была бы свободна от какого-либо привнесения проблематики современности и личности истолкователя (немецкий философ Х. Гадамер), другие, как, например, итальянский историк Э. Бетти, освоение чужой субъективности связывают с активным выявлением индивидуального начала самого исследователя. Наибольшую ценность для литературоведения имеет именно классическая Г., поскольку ее цель — объединить в одном воззрении «жизненность» художественного целого и «научность» его истолкования, непосредственную достоверность самосознания и культурную традицию. В советской науке творческий отклик на основные идеи классической Г. прозвучал в работах М. М. Бахтина, а одна из главных проблем Г. — проблема интерпретации литературных произведений — послужила темой современных оживленных дискуссий.

Литература:
Гайденко П. П., Герменевтика и кризис бурж. культурно-историч. традиции, «ВЛ», 1977, № 5;
ее же, Филос. герменевтика и ее проблематика, в сб.: Природа филос. знания, М., 1977, с. 134—210 (есть библ.);
Бахтин М. М., Эстетика словесного творчества, М., 1979, с. 237—373;
Шлейермахер Ф. Д., Речи о религии… Монологи, М., 1911;
Dilthey W., Gesammelte Schriften, Bd 1, 5, 7, Lpz.-B., [1923 — 1958];
Hermeneutik und Ideologiekritik, Fr./M., 1971;
Ricoeur P., Hermeneutik und Psychoanalyse, Bd 1—2, Münch., 1973 — 1974;
Heidegger M., Sein und Zeit, 14 Aufl., Tübingen, 1977;
Gadamer H. G., Hermeneutik, в кн.: Historisches Wörterbuch der Philosophie, Bd 3, Basel — Stuttg., 1974, S. 1061 — 1073;
Leibfried E., Literarische Hermeneutik, Tübingen, 1980;
Bibliographie der Hermeneutik und ihrer Anwendungsbereiche seit Schleiermacher, Düsseldorf, [1972], S. 305—30.

Е. А. Авдеенко.


Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ГЕРМЕНЕВТИКА" в других словарях:

  • герменевтика — герменевтика …   Орфографический словарь-справочник

  • ГЕРМЕНЕВТИКА — (от греч. hermeneuo разъясняю) 1) искусство понимания как постижения смыслов и значения знаков; 2) теория и общие правила интерпретации текстов; 3) филос. учение об онтологии понимания и эпистемологии интерпретации. Г. возникла и развивалась в… …   Философская энциклопедия

  • ГЕРМЕНЕВТИКА —         1) теория и методология истолкования текстов (“искусство понимания”); 2) течение в философии 20 в. Хотя история Г. может быть прослежена через средневековье до античности, понятие Г. в его совр. значении восходит к Новому времени.… …   Энциклопедия культурологии

  • ГЕРМЕНЕВТИКА — (греч. hermeneutike, от hermeneuo объясняю, перевожу). Наука, объясняющая древних авторов, преимущественно же Св. Писание. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕРМЕНЕВТИКА [гр. hermeneutike касающийся… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Герменевтика — (греческ. ερμηνευω толкую) учение об истолковании какого нибудь произведения, установлении подлинного его смысла и точного понимания его содержания. Термин Г. применялся чаще всего в отношении библейских текстов, затем в значении учения о… …   Литературная энциклопедия

  • герменевтика —         ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneutike [techne] истолковательное [искусство]): 1) искусство понимания как постижение смысла и значения знаков; 2) теория и общие правила интерпретации текстов; 3) философское учение об онтологии понимания и… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Герменевтика — (гр.hermeneia – ұғындыру, баяндау, түсіндіру) – кең мағынада философия мен гуманитарлық ғылымдарда ұғыну әлеуметтік болмыстың мәнін түсінудің шарты ретінде қарастырылатын бағыт. Тар мағынада – білімнің біраз салаларында (философия, әдебиет, тарих …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • ГЕРМЕНЕВТИКА — (hermeneutics) По гречески hermeneus означало толкователь , и слово это, возможно, происходит от имени Гермеса, посланца богов и бога красноречия. В XIX в. во всех своих применениях и определениях слово всеми воспринималось как обозначение… …   Политология. Словарь.

  • Герменевтика —  Герменевтика  ♦ Hermeneute    В общепринятом смысле слова толкование или поиск смысла чего либо (знака, речи, события). В более узком смысле я бы назвал герменевтическим подход, основанный на абсолютно серьезном отношении к смыслу, на стремлении …   Философский словарь Спонвиля

  • герменевтика — экзегетика Словарь русских синонимов. герменевтика сущ., кол во синонимов: 2 • богословие (11) • …   Словарь синонимов

  • герменевтика — и, ж. herméneutique f., нем. Hermeneutik <, лат. hermeneutica. Наука, определяющая способы и приемы толкования древних текстов, особенно библейских. Ян. 1803 1 575. Герменевтический ая, ое. Философы разделяют правдоподобие на историческое,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»